Categories:

Как это устроено? Аэроэкспресс.

Практически все пассажиры трёх самых крупных московских аэропортов хотя бы раз пользовались услугами поездов Аэроэкспресс. Это удобный и логичный способ добраться до центра города из Шереметьево, Домодедово или Внуково за каких-то 30-40 минут.

Сбоев в расписании практически не случается, пробки поездам не помеха, комфортные вагоны и малое время в пути. Добавим туда новые тарифы для групп и семей и Аэроэкспресс становится ещё более привлекательным.

Сам я часто гоняю на Аэроэкспрессах на съёмки в аэропорты, поэтому уже не раз опробовал новые двухэтажные поезда Stadler и смог убедиться в надёжности сервиса этой частной компании.

Приглашение посетить депо Аэроэкспресса на Белорусском вокзале и диспетчерскую в Шереметьево было неожиданным, разумеется, я его принял.

Паровоз ЛВ-0192

Локомотивное депо им. Ильича находится прямо в конце перрона Белорусского вокзала, именно там Аэроэкспресс арендует одно из зданий под свои нужды. По пути проходим мимо паровоза. Не удивлюсь, если его можно легко поставить на ход, выглядит комплектным, ухоженным и все детали с виду на месте.

Боги маркетинга работают на Машзаводе 1 Мая в Кирове. Разместить контакты на будке оператора карусели депо — это круто. Захотите себе такую же купить, звоните. Карусель нужна для экономии места перед выездами из депо. На неё заходит локомотив с примыкающей ветки, потом поворачивается на карусели к нужным воротам и заезжает внутрь. Ну и в обратном порядке аналогично.

Водонапорная башня на Белорусском вокзале

Возле здания депо «Аэроэкспресса» стоит красивая водонапорная башня. Раньше они были обязательным атрибутом всех железнодорожных узлов, водой из башен заправляли паровозы. Во многих городах эти башни или уже разрушены, или находятся в аварийном состоянии, а тут башня сохранена во всей красе, попасть бы внутрь... Эта башня в своём стиле не уникальна, она выстроена по образу и подобию башен архитектора Померанцева, которые он создавал для Окружной железной дороги Москвы. Был же дизайн, сейчас архитекторы будто ничем кроме инструмента «линейка» в ArchiCAD'е не пользуются.

Заходим внутрь, сразу за проходной доска, которую я поначалу пропустил, но прочитав написанное на ней проникся, записав жирный плюс на счёт руководителей «Аэроэкспресса». Это же круто, когда работник не жене за ужином рассказывает, что надо сделать, чтобы оптимизировать рабочие процессы, а может запросто довести идеи до руководства и воплотить их в жизнь. Схема действительно работает, преимуществ даёт просто море — обратная связь от работников «наверх», даёт возможность оптимизировать рабочие процессы руками и мозгами их непосредственных участников, экономит кучу денег напрямую и косвенно, избавляя от необходимости внешнего аудита рабочих процессов, например. Сам пару лет постигаю искусство управления коллективом, поэтому такие вот моменты замечаю всегда.

Размещаемся в учебном классе, Вадим Бахитов, начальник технического отдела, начинает рассказ о депо. Он сопровождал нас до самого окончания экскурсии по производственным мощностям «Аэроэкспресса», за что ему отдельное большое спасибо. Особенно за возможность забраться в кабину «Штадлера» и рассказ об этом составе.

В модернизацию зданий и окружающей инфраструктуры вложено 1,2 млрд рублей, почти 13500 квадратных метров арендованных у РЖД площадей были отремонтированы и оснащены по последнему слову техники. Здание само по себе старое, раньше явно использовалось немного иначе, о чём напоминает непонятная дверь наверху. Возможно, это был ход на уровень пола вагонов или локомотивов, которые раньше тут обслуживались.

Проходим мимо отгороженной складской зоны и попадаем непосредственно в депо, куда загоняют подвижной состав для осмотра и ремонта. Долгое время в своей жизни я почти каждый день ездил через виадук на Комсомольском шоссе в Нижнем Новгороде, там расположен цех для мытья поездов. Через открытые ворота было видно, что внутри откровенно грязно, довольно темно и помещение не видело ремонта очень много лет.

В «Аэроэкспрессе» совсем другая картина, смотрите сами. Можно сесть на пол где угодно и не испачкаешься, нет даже пыли. Для меня чистота в ремзоне является важным показателем подхода к работе, напрямую влияющим на качество. Думаю, никто со мной в этом плане спорить не станет. 

Оснащение отличное, на фото выше специальные подъёмники для вагонов. Можно сразу три вагона поднять не расцепляя их, процесс подъёма контролируется электроникой с погрешностью не более миллиметра.

Есть свои станки для одной из самых востребованных операций — проточки колёсных пар. Колёса поездов изнашиваются не совсем равномерно, поэтому их нужно периодически подравнивать, что и делается на этом станке. Резцом снимается слой металла с «шины», напрессованной на само колесо, которую называют бандажом, и поезд может ездить дальше. Когда толщина бандажа становится слишком маленькой, его меняют на новый. Разная толщина бандажей хорошо заметна, когда есть возможность сравнить колёса разных вагонов в поезде, можете сами обратить на это внимание.

Иногда для выполнения той же обточки колесных пар, расцеплять состав слишком долго и хлопотно, поэтому он загоняется в депо на сколько получится, а «хвост» остаётся торчать на улице. Чтобы не терять тепло зимой, используются надувные шторы на воротах, которые обнимают вагон с трёх сторон и значительно уменьшают потери тепла внутри.

ЭГ2Тв "Иволга"

В этом же депо, помимо 17 составов Аэроэкспресса, обслуживаются и все электрички ЦППК, включая две «Иволги» — электропоезда нового поколения, которые по своей начинке, ходовой части и исполнению почти не уступают тому же «Штадлеру». Производятся эти составы на заводе в Твери. Дизайн подпортили во время сертификации, пришлось менять конструкцию наплывов под фары.

В поисках удачного ракурса мнения фотографов, как обычно, разделились.

В другом помещении обнаруживается гвоздь программы — двухэтажный состав «Stadler». Шикарный поезд, на ходу настолько приятный, что выходить из него не хочется. 40 минут пути до Внуково пролетают незаметно. Словами это описать сложно, надо попробовать.

Здесь состав стоит на специальной канаве, где производится его периодический осмотр и ремонт. Сверху диодная зеленая индикация говорит о том, что с питающего шинопровода снято напряжение и можно работать. Ну, или, что более применимо к нам, можно лазить везде.

Пусти нас, красный крестик! (с)

«Штадлер» отличается от привычных нам поездов тем, что почти всё оборудование смонтировано на крыше вагонов. Для доступа к верхней части состава сделана специальная эстакада, на которую я и поднялся. Она оснащена съемными поручнями, в нужном месте можно вытащить секцию и получить удобный и безопасный доступ к шкафу с агрегатами наверху.

Швейцария - это не только сыр и Swiss Alirlines...

Вид сверху красивый. Кстати, поезда этого типа не нуждаются в частом осмотре и обслуживании. Если обычные электрички загоняют на осмотр и профилактику один раз в 6 дней, то «Штадлер» нуждается в этом раз в месяц. Все системы оснащены контрольными датчиками, сигнал с которых обрабатывается бортовым компьютером. Если что-то где-то работает неправильно, то об этом узнает не только машинист, но и сотрудники депо, т.к. все диагностические данные передаются через Интернет в режиме реального времени.

Внизу почти ничего интересного. Тележка, оснащенная дисковыми тормозами и всё.

Штадлер снизу.

Днище вагона плоское! Это очень положительно сказывается на аэродинамике, да и обслуживать состав намного проще, когда всё важное в чистоте наверху, а не висит на вечно грязном днище вагона, как это сделано на обычных поездах.

Селфи-зомби повсюду.

Тормозные диски внушительного размера, из колодок получилось бы комплектов 10 на обычную машину. Колодки на обычном поезде меняются довольно часто, а здесь их хватает в среднем на год и даже больше. Эта тормозная система не является основной, поезд замедляется за счёт двигателей. Если на двигатель перестать подавать питание и выводы переключить на здоровенные резисторы, то двигатель начнёт вращаться с большим усилием, замедляя состав, а энергия преобразуется в тепло, которое уйдёт в воздух. Часть этой энергии при торможении можно вернуть в электросеть.

Кабина

Кабина с очень приятной эргономикой, внутри тихо и просторно. За кабиной смонтирована кухня с чайником и микроволновкой, можно перекусить между рейсами. Во время движения отлучиться нельзя даже в туалет, поэтому отдельный санузел для локомотивной бригады не предусмотрен.

Сиденья стоимостью 7,5 тысяч Евро скрашивают этот дискомфорт. Огромное количество регулировок и комфорт, который недоступен даже на заднем ряду машин премиум-сегмента. Что-то похожее используется на грузовиках, но здесь кресла ещё более навороченные и удобные.

Управление довольно простое, самый длинный рычаг справа отвечает за движение вперед и замедление вплоть до экстренного. Слева рычаг приводит в действие те самые дисковые тормоза, это бывает нужно для кратковременного подтормаживания, чтобы немного сбросить скорость. Также дисковые тормоза срабатывают в экстренных ситуациях, помогая остановить поезд со 100км/ч всего за 400 метров, тогда как обычному поезду на аналогичное торможение нужно в 2,5 раза больше. С меньших скоростей дистанция ещё короче, что может спасти жизнь и здоровье как тех, кто решил выйти или выехать на пути, так и локомотивной бригаде.

Шкаф с оборудованием в головном вагоне.

Точность движения по маршруту обеспечивается компьютером. Есть возможность автовождения поезда, когда он сам после подтверждения машинистом начинает движение и идёт строго по заложенной программе и ориентируясь на сигналы светофоров.

Обзорность тоже хорошая, сразу замечаешь, что нет зеркал заднего вида, их заменяют видеокамеры. Картинка с камер выводится автоматически по ситуации. Если, например, дверь не закрывается, то на дисплее машиниста появится картинка этой двери, причину будет видно сразу же.

Камер много, они следят и за машинистом с помощником, и за пассажирами. Запись хранится месяц, что очень помогает искать (и находить!) вандалов и прочее хулиганьё. Систему «подсмотрели» и в ЦППК, теперь она установлена во всех их электричках.

Красавец! На таких поездах в «Аэроэкспрессе» работают 45 из 68 локомотивных бригад. Кстати, раз уж поезда свои, депо своё, то и бригады должны быть свои, а не арендованные у РЖД, что часто практикуется у частников. Свои всегда лучше, их можно воспитать по корпоративным канонам, тщательно отбирать, учить, они будут бережно относиться и к работе, и к матчасти.

Единственное, чего у «Аэроэкспресса» нет своего — это рельсов. Все пути и инфраструктура принадлежат РЖД и арендуются у них.

Пора на вокзал, до отправления нашего поезда до Шереметьево остаётся минут 15-20. Идём к перрону, ловя на себе подозрительный взгляд Владимира Ильича, в честь которого, напомню, и названо депо.

Белорусский вокзал


Офис «Аэроэкспресса» расположен в их же собственном терминале, пристроенном к аэропорту. Для пассажиров там все удобства, от ровного пола от дверей вагона до кучи точек общепита, магазинчиков, туалетов и прочего нужного путешественникам сервиса.

В офисе находится Единый Диспетчерский Центр «Аэроэкспресс», в котором помимо доступа к 421 камере компании реализовано много других технологий.

Здесь же можно окончательно получить ответ, почему Аэроэкспресс, а не такси или автобус? Вернее, ответ сам становится понятен.

Дело в том, что «Аэроэкспресс» обладает своей собственной системой связи, которая работает всегда и не отключается даже при работе ФСБ во время чрезвычайных ситуаций. Сотовая связь и интернет отключаются «дядями в  сером» сразу же, что по печальному опыту 2011 года блокирует коммуникации и осложняет работу.

Дмитрий Любезнов, начальник ЕДЦ.

Также системы коммуникации «Аэроэкспресса» интегрированы в информационную систему аэропортов. Это даёт массу возможностей при каких-либо сбоях. Я сам однажды ехал на Аэроэкспрессе в Шереметьево по делам и на участке пути за Тимирязевской не было питания на контактном проводе, стояли все электрички и поезда этого направления. Задержались минут на 25, за время простоя машинист сделал объявление для пассажиров, опаздывающих на рейс, чтобы они после прибытия сразу подошли на стойку информации. Также проводники переписали фамилии опаздывающих. Тогда я не совсем понимал, с какой именно целью, подумал о компенсациях. Оказывается, у «Аэроэкспресса» есть возможность даже помочь с регистрацией и пассажиров быстро увели в терминалы по прибытию поезда в аэропорт.

Если задержка слишком большая и самолёт всё-таки улетел, то можете рассчитывать на компенсацию издержек по полной программе. Никакое такси так не умеет. Равно как и не умеет останавливать Аэроэкспресс на станции, куда однажды одновременно поставили два опаздывающих междугородных пассажирских поезда и пересадили пассажиров из них в Аэроэкспресс до Домодедово, куда пассажиры иначе бы обязательно опоздали. 

Никто никого не просил, степень удивления пассажиров можете себе представить. Также у работников диспетчерского центра есть доступ ко всем камерам единого информационного контура Москвы. Можно посмотреть ситуацию на дорогах, например:

МКАД, в режиме онлайн.

Для чего? На всякий случай. Если происходит сбой, его последствия надо устранить. Попросить помощь у аэропорта, заказать автобусы, если это требуется. Понять, когда остановившийся поезд сможет отправиться дальше, и т.д.

Видеонаблюдение тотальное, например, нас отследили за три щелчка мышкой от выхода из депо до прохода через турникеты в аэропорту. Запись ведётся и в кассах, поэтому «отвести душу» на кассире и потом сказать, что он сам виноват, не получится. Все ходы записаны. (с)

Записи помогают следить за порядком, так, например, нашли мужчину, который подобрал забытый пассажиркой у кассы телефон. Возвращать его он явно не собирался, но момент кражи попал на видео, потом отследили, как злоумышленник сел в поезд и встречали его уже со всеми почестями.

В общем, интересного было много. Даже мини-лекцию про совесть послушали. Руководители в депо молодцы, учебные материалы создают самостоятельно, причём не утаскивая из сети переведенные на русский «кейсы» иностранных коллег,  а делают их на базе высказываний философов, жизненного опыта и эрудиции. В свой арсенал кое-что из этой лекции запомнил и утащил. Олег Юрьевич, благодарю Вас!

Спасибо пресс-службе «Аэроэкспресса» за приглашение, спасибо всем сотрудникам, которые нам рассказывали о работе компании.

P.S. Красивые фоточки о мероприятии можно посмотреть у dee_troy вот тут: 


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded